Паустовский К. Г. - Келлерману М. А., 29 августа 1964 г.

М. А. КЕЛЛЕРМАНУ

29 августа 1964 г.

Дорогой Марк Александрович!

Посылаю «Предисловие». Этого, по-моему, хватит. И посылаю «Ильинский омут». Его надо переписать на машинке,— я не успел.

Повторяю даты (точные):

Песчинка. Апрель 1959 г. Ялта. Уснувший мальчик, 1957 г.

Название для «Однотомника»:

Избранная проза.

Что нового в Москве? Едем только в Англию,— две страны это слишком утомительно. Галка в курсе всех дел.

Письма для Вас я подбираю. Приедем, очевидно, числа 15—18-го.

Будьте здоровы. Привет Вашим.

К. Паустовский.

В случае чего — звоните.

Примечания

Посылаю «Предисловие».— В предисловии «От автора» (оно не вошло ни в предыдущее, ни в настоящее Собрание сочинений) Паустовский писал:

«Писать о своих книгах, о себе и своих писательских планах — занятие трудное и неблагодарное. В нем есть какой-то нривкус нескромности. Это пугает авторов.

Что касается меня, то писать предисловие к собственной книге мне трудно еще и потому, что сравнительно недавно я по просьбе издательства написал довольно подробное предисловие к шести­томному собранию своих сочинений (1957—1958 гг.).

Сообщать вкратце свою биографию, как это обычно делается в предисловиях, вряд ли стоит, так как уже вышли в свет пять книг моего автобиографического цикла — «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомою века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг»,— и вскоре выходит шестая: «Книга скитаний».

В этом цикле я стараюсь рассказать биографию своего со­временника и, если можно так выразиться, биографию его времени.

Нет такого писателя, который, положа руку на сердце, не признался бы в том, что сам внает все свои сильиые и слабые сто­роны, свои удачи и неудачи, свои справедливые и несправедливые пристрастия.

Писатель может быть беспощадным собственным критиком и судьей, но в жизни все же редко бывает им. Каждую новую книгу он начинает писать как будто впервые, будучи уверен, что не по­вторит в ней прошлых ошибок, а старые ошибки, может быть, не заметят или простят,

Все это я говорю в связи с выходом в свет этого однотомника. В нем есть одна особенность. О ней, мне кажется, следует упомянуть.

В однотомник входят некоторые старые мои вещи («Черное море», «Золотая роза» и ряд других), а также рассказы последних лет.

«Итальян­ские записи», «Третье свидание», «Наедине с осенью» и «Ильин­ский омут». Выделить их для того, чтобы всмотреться (вернее, вчитаться) в пих и найти то новое, чего не было в прежних рас­сказах. А если и было, то в относительно небольшой степени.

Это новое, на мой взгляд, заключается во внутренней свободе названных рассказов, не связанных ни сюжетом, ни той или иной обязательной композицией, ни необходимостью быть поучительным и нравоучительным и тем самым — несколько скучноватым и оторванным от читателя.

Давным-давно, должно быть с первых дней зарождения лите­ратуры, возникли разговоры о «свободной прозе». Недавно один пылкий прозаик сказал, волнуясь, что проза должна быть «божест­венно свободна и прекрасна».

Да, очевидно, это так! Свобода в трактовке материала и ясность, «выпуклость» языка — вот к чему должен стремиться писатель.

Самым лучшим помощником писателю в его работе является непрерывное, никогда не угасающее чувство преклонения перед красотой своей страны и всей нашей многострадальной Земли.

Не знаю. Это — не рассказы в точном смысле слова, не очерки и не статьи. Это — не стихотворения в прозе.

Это — записи размышлений, простой разговор с друзьями.

— признание в любви нашей природе и всей России.

Это — мой труд, мое неотъемлемое право и мое счастье».