Паустовский К. Г. - Федину К. А., 12 ноября 1948 г.

К. А. ФЕДИНУ

12 ноября 1948 г. Москва

Костя, дорогой, спасибо тебе большое за телеграмму и письмо. Оно пришло в московскую хмурость, как частица далекой и беззаботной твоей субтропической жизни. А здесь, как назло, выпал какой-то серый снег, ударили морозы, и Москва погрузилась в зимнюю хандру.

Я завидую тебе и Доре жестоко. Это даже не зависть, а, вернее, тоска по непрерывному необыкновенному лету.

— совершенно анекдотического. Ничего более казенного и скучного я еще не видел. Обидно за МХАТ, за его актеров и за свои юно­шеские воспоминания об этом театре.

Были суконные речи. Лебедев объявил так: «Слово имеет Ольга Леонтьевна, то есть Леонардовна, товарищ Книппер-Чехова». На сцене не было даже портретов Ста­ниславского и Немировича.

Потом актеры национальных театров показывали МХАТу свое мастерство. Вся труппа МХАТа сидела на сцене, а для показа оставили узенькую полоску около рампы. Актеры не знали, к кому играть лицом — к мхатовцам или к публике, и все время путали. На них просто жалко было смотреть,— до того они бы­ли испуганы и мхатовцами, и изысканной публикой юби­лея.

Актер армянского театра из Эривани играл Булычева. «По ходу пьесы» он сбросил на пол пиджак. Бутафоры тотчас уволокли пиджак за кулисы. Когда показ окончил­ся, актер долго ползал по полу, разыскивая пиджак (дол­жно быть, собственный), заглядывал под ноги Книппер и Тарасовой, отбрасывал их пышные трэны — и все это стоя на корточках задом к публике и пренебрегая аплодисмен­тами. Пиджак не находился, актер чуть не рыдал, и кон­чилось все это тем, что его силой вывели за кулисы под хохот публики. Все остальное было в этом же роде. Толь­ко Большой театр блеснул,— Козловский и Лемешев спе­ли вдвоем перед Книппер: «Я люблю вас, Ольга».

Публика погибала от духоты, особенно Нина,— она си­дела на верхотуре с актерами своего театра.

«что надо». Ради бога, не ду­май, что я утрирую или у меня «злой ум». От этого взбе­сился бы ангел.

Начинаю писать «Пушкина» (для Малого театра). Пока что очень страшно.

В Литинституте все по-старому. А. шумно, с пафосом вырабатывает какие-то назойливые и явно липовые мето­ды нашей работы со студентами. Твои ходят пока ко мне, а Трифонов будет даже читать.

У вас все в порядке, но Нину, Сашу и Аву вижу очень редко из-за сумасшедшей московской жизни.

Саммир тоскует по югу,— знакомое состояние. Полу­чил деловое письмо от Ивана Сергеевича (по детгизовским делам), но с чудесной припиской о том, что, «как он и предсказывал, на Таймыре нашли совершенно целый труп мамонта».

«Дуэ­ли»)? Как Дора? Удивляется Сухуми или уже привыкла? Жаль очень старого Сухуми. Между прочим, водоносы кричали так (полный текст): «Халедный, халедный, пря­мо лед, сибирский мороз!»

Не сердись, Костя, родной, за безалаберное письмо. Я, как выражаются высокоинтеллектуальные товарищи, в депрессии.

Обнимаю Дору и тебя. Отдыхайте, будьте спокойны и радостны. В. В. и Серый кланяются.

Твой Коста.

Читал ли ты в «Литгазете» высказывания Павленко о «Необыкновенном лете»? Старик чегой-то хитрит.

... юбилей МХАТ а.— В 1948 году исполнилось 50 лет со дпя основания театра.

— 1981) — русский со­ветский прозаик.

... от Ивана Сергеевича — Соколова-Микитова.

Раздел сайта: