Паустовский К. Г. - Евтеевой Т. А., 15 октября 1945 г.

Т. А. ЕВТЕЕВОЙ

15 октября 1945 г. Солотча Ряз.

Таня, получил Вашу телеграмму из Кизляра. Я не ждал ее и потому обрадовался, как мальчишка. В общем, я отнесся к ней так, как моя солотчийская хозяйка — ста­рушка Пожалостина относится к деньгам, которые ей при­сылает по почте дочь из Ленинграда. Она прячет их и бо­ится потратить, так как ей кажется, что это те самые ми­лые и дорогие ей деньги, которые дочь держала в своих руках, и от них даже пахнет ее духами. Старушка забы­вает, что это совсем не так и что деньги ей принес сопли­вый мальчишка-почтарь. Так и я читал и перечитывал Вашу телеграмму.

Послал Вам письмо и открытку. Послезавтра уезжаю в Москву раньше, чем думал, т. к. начались морозы и со дня на день могут развести рязанский плашкот,— тогда я могу застрять здесь надолго. Но, пожалуй, я тороплюсь не столько из-за этого знаменитого плашкота, сколько из-за некоторых сведений, заключавшихся в Вашей теле­грамме.

рыбу). Но, в об­щем, я хлебнул одиночества, темноты и холода. Как в пе­сенке Луговского «Если мы не сдохнем от холода и голо­да, мы еще увидимся, милая моя». Писал здесь, читал, бродил по лесам, думал о всяких странностях и жизни. В лесах еще много золота, и доцветают белые сухие гвоз­дики — очень пахучие.

Третьего дня послал Вам вторую телеграмму. (Почта здесь на отлете, в избе, у стеиы старого монастыря в сос­новом лесу.) Потом я ушел в луга за старое русло Окп, на так называемый «Остров». (Ради бога, не бросайте в этом месте читать письмо,—дальше будет интересно.) Остров огромный, он со всех сторон окружен водой,— Окой и ее старым руслом. Было солнце, синий день, в тени лежал иней. И так как я все время думал об одной милой жен­щине, которая теперь так далеко, я пробродил до суме­рек. К вечеру я подошел к старому руслу и увидел, что моста нет, он затоплен и над ним на метр стремительно идет вода. Потом только я узнал, что на Оке в связи с кон­цом навигации открыли все шлюзы и начался обычный здесь поздней осенью второй разлив Оки. Вода прибыва­ла па глазах, я был один на острове, до Солотчи было да­леко. Стемнело, нагнало тучи, сорвался ветер, и пошел гу­стой снег. И не было вблизи ни одного стога. И холод был собачий. И я понимал, что влип в очень скверную исто­рию. И я все время думал о Вас. К счастью, у меня были спички, я с трудом развел костер, его издали вечером заме­тили с того берега, и за мной приехал на челне в темноте и буре рыжий мужичок Люхин. Он сказал мне: «Это ко­зырный случай, что я тебя заметил, а то к утру обязатель­но весь остров затопит».

Утром я посмотрел из окон мезонина — на месте остро­ва ходила валами серая окская вода, и мне задним числом стало страшно. Как же тут не задуматься о странностях жизни.

Ночью я часто просыпался и смотрел за окно,— ветер стих, и в необыкновенной тишине падал густой, совершен­но театральный снег, и весь сад был как в подвенечном уборе. А утром приходил «за табачком» бывший псалом­щик Иван Артемьич (он все время у себя в избе поет: «Благословен еси господи, научи мя оправданием твоим») и сказал: «Это не снег. Это, можно сказать, облетает не­бесный сад».

Я не знаю, чем это объяснить, но мне бывает физиче­ски больно от мысли, что все, окружающее меня, так далеко от Вас, что Вы его никогда не увидите и потому все это — напрасная красота. От нее только щемит на сердце.

­ждем желтые листья.

Я пишу и спохватываюсь,— может быть, все это для Вас сейчас неинтересно. Вам трудно, должно быть, Танже

Как в Кизляре? Есть ли люди? Что за театр? Что Вы делаете? Где живете? Почему-то Кизляр всегда казался мне плоским и угрюмым городком в терских степях. Мо­жет быть, это совсем и не так. Как писать Вам, я не знаю (здесь негде узнать), какая это область или край.

Из Москвы напишу спокойнее,— после того как получу Ваше письмо. Я ведь не знал, что Вы думаете сейчас.

В Москве увижу Симу и Розу и выпытаю у них (неза­метно) все. Увижу Алешу. Я очень рвусь в Москву.

«Классическая гимназия»). «Чегой-то такое получает­ся»,— как говорит Зощенко. Первая часть должна скоро появиться в «Новом мире». Я Вам пришлю. Она Ваша по цраву (как и все остальное).

Прощайте, Таня. Я боюсь написать большее. Поцелуй­те Галку.

Нет конверта, а я не умею делать «треугольники» — во­зился, возился, и ничего не вышло.

Раздел сайта: