Паустовский К. Г. - Навашиной В. В., 12 апреля 1939 г.

В. В. НАВАШИНОЙ

12 апреля 1939 г. Ялта

<...> Пожалуйста, не волнуйся из-за рецензий какого-то Мара. Мы, Звэра, всегда будем делать и писать то, что считаем нужным для людей и прекрасным. Настоящие люди это поймут, а до дешевой критики нам не должно быть никакого дела... Самое тяжелое в наши дни — это стремительный рост пошлости. Здесь, в Ялтинском доме, мы окружены пошлостью, поя«алуй, больше, чем в Москве. Поэтому особенно начинаешь ценить таких людей, как Дерман, Гехт и Гроссман,— простых, добрых, умных и та­лантливых. Мы держимся очень дружио.

Вчера ездили на машине в Партенит — это татарская деревня на самом берегу моря за Аю-Дагом (между Гур­зуфом и Алуштой). Место очень пустынное, древнее. Было море необыкновенной синевы (может быть, потому, что день был холодный и солнечный). При нас рыбаки лови­ли со скал камсу. В Партените я встретил песика — брата Гаврилы,— точно такой же пепельный, седенький, мохнатый старичок — очень тихий, голодный и ласковый. Хотел взять его с собой в Ялту (он беспризорный), но он спря­тался под дом от детей (они его мучат) и боялся выйти. Кстати, о глупости. При нас рыбаки вытащили сеть с ке­фалью. Жена критика Р. (того, что обругал «Левитана»,— о нем все говорят, что он ужасный тип) — маленькая ста­рая еврейка, похожая на жену Б.,— начала приставать к рыбакам — едят ли они кефаль жареной или сырой. Рыба­ки обиделись и, к общему удовольствию, обругали ее так, как могут ругаться только рыбаки. Присутствие таких лю­дей портит все, так же как существование магазина «по­дарки моря» опошляет всю Ялту.

<...>

Сегодня приходила в дом старушка-художница. Фами­лия ее Бекетова. Показывала свои работы. Есть несколь­ко замечательных портретов (она— самоучка). Голодает и почти нищенствует, но ни одной своей картины не захо­тела продать — просила только, чтобы ей помогли — напи­сали в Симферополь, в комитет по делам искусств, чтобы ей дали возможность учиться (а ей уже 57 лет), мы от­правили коллективное письмо. А ты думаешь, что тебе уже поздно учиться, глупая...

Пиши, не куксись, кукунья, поцелуй Серяка и Фунта.

— Имеется в виду статья Е. Ма­ра «Две переделки одной повести («Созвездие Гончих Псов» на сцепе)», «Вечерняя Москва», 1939, 2 апреля.

Раздел сайта: